Схема обследования детей с моторной алалией

схема обследования детей с моторной алалией
Отбор и структурирование материала для обследования связной речи. Большое внимание следует уделить рассмотрению специфики логопедического обследования при различных формах речевой патологии, особенностей каждого этапа обследования. Арифметические действия усваиваются легче, чем грамота, а решение задач оказывается затруднённым, так как ученик не может быстро и точно понять текст задач. У детей наблюдается общая моторная неловкость. Дизартрия, связанная с поражением экстрапирамидной системы, объясняется тем, что гиперкинезы охватывают и речевую мускулатуру. Среди них имеются такие, которые, ещё не овладев фразовой речью и едва называя числа первого десятка, уже умеют считать и производить арифметические действия в уме, показывая результаты на пальцах. Отмечались характерные структурные нарушения слов, разнообразные аграмматизмы, иногда повторение рассказа сопровождалось конфобуляциями и побочными ассоциациями.


Интеллектуальная недостаточность и ограниченный запас знаний, наблюдающиеся у многих детей с алалией в различные возрастные периоды, носят, таким образом, вторичный характер. В ряде случаев у детей с алалией развиваются патологические качества личности, невротические черты характера. Ребенку предлагают простучать карандашом ритмический рисунок, заданный с помощью инструкции, образца, графической схемы, с выделением акцента и без его выделения. Подготовительный этап: отбор материала для обследования по каждому разделу (выбор заданий, определение последовательности их предъявления ); составление схем и подготовка протоколов обследования; формулировка инструкций к заданиям, предварительный сбор анамнеза. Время выполнения — не более 15 с для правой руки, 20 с для левой (для левшей цифры обратные). Тест считается невыполненным, если будет потрачено более указанного времени и если шарики не будут достаточно компактно свернуты.

Третий этап – построение двусоставного предложения Этот этап считается своеобразным переломным моментом: речь одних детей начинает бурно развиваться, а у других все проявления приобретают затяжной характер. Такую форму алалии принять называть «сенсорной». Однако на практике, гораздо чаще специалистам приходится сталкиваться со смешанной «сенсомоторной» формой алалии, при которой одновременно нарушается понимание и речи и активная речь ребенка. Например: люля (кастрюля), кава (голова), те (тетрадь), люк ( ключ). Наблюдались также поиски правильного произношения слова.

Похожие записи:

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.